ZARUBEJYE

AYLIK ULUSLARARASI TICARI VE EKONOMIK  DERGISI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

в номере архив реклама e-mail партнёры о нас гостевая HOME

ИСТОРИЯ ТУРЦИИ
                                                                                              Сиде
Сиде, находится в 75 километрах от Анталии и 7 километрах от Манавгата, имеет вид полуострова, размером примерно 400 метров в ширину и 1 километр в длину. Сиде - на языке Анатолии означает Гранат. Эта особенность и исторические данные полученные с некоторых надписей говорит о том, что история Сиде идет со времени Хеттов. Но, являясь одним из самых древних поселений Анатолии, есть предположение того, что Сиде основан еще до VII века до н.э.. Церковная история Эвсебос гласит о том , что Сиде основан в 1405 г. до н.э. Сиде, как и другие города Памфилии проходил те же самые исторические периоды. Возможно, что греки осели в Сиде во время переселений в VII веке до н.э. По дошедшим до нас античным надписям города можно судить, что до III века до н.э. жители Сиде разговаривали на языке присущем только им. До сих пор не расшифрованный язык жителей Сиде относится к Индо-Европейской семье языков. Сиде, в начале середины VI был под господством Лидии, а с 547-546 гг. до н.э. под господством персов. Развивающийся в период правления персов город в 334 г до н.э. пал перед Александром Македонским.
После смерти Александра Македонского, город поочередно переходил от Антигона (в 323 -304 гг.) к Птолемеидам (323-304 гг.) и после 215 года до н.э. переходит во владение к Сирийскому Царству. Во II в до н.э. из-за сильного военного и торгового флота Птолемеидов город переживает свой золотой век. В этот период он превращается в один из крупнейших научных и культурных центров.
После заключения Апамейского мира, оставленный Бергамскому царству Сиде, который вместе с Восточной Памфилией сохранил свою независимость. Не без участия торгового флота, город достигает благополучия и достатка. В 78 гг. до н.э. оставшийся под влиянием римлян город, в II III вв. н.э. становится торговым центром своей области. В особенности переживает период своего расцвета при купле продаже рабов. На протяжении всего II века город являлся научным и культурным центром. Один из царей Сирийского Царства - Антиох VII, перед тем как взойти на престол проходил обучение в этом городе, а после того как стал царем (138 г. до н.э.) взял себе имя Сидетес. До этого времени жители Сиде веровшие сначала в Атену и Аполлона, а заними - Афродиту, Ареса, Асклепа, Гею, Харит, Деметрию, Диониса и Гермеса, в 4 веке н.э. начинают принимать христианство. Сиды в V в н.э. ставший метрополией Памфилии (Центральная Епархия) в 5 6 вв. переживает высший период своего расцвета, конец которому положили завоевания арабов в VII IX вв. При археологических раскопках обнаружены следы больших пожаров и большого количества землятресений. Нашествия арабов, а также природные катаклизмы побудили жителей города к эмиграции. Один из арабских географов 12 века - Идриси, Сиде показывает как - мертвый город и называет сожженной Анталией. По историческим данным Идриси народ Сиде к 1150 году полностью оставил город, кроме этого во время правления Сельджуков (13вв.), Хамитогулов и Текелиогулов (14 вв.) Сиде был не заселен. В 5 веке Сиды полностью перешли во владение тюрков. Но вследствие того, что ни Сельджуки, ни Османцы на территории Сиде не жили, на полуострове отсутствуют памятники архитектуры принадлежащие периодам правления тюрков. Только в 1895 году, на один из мысов полуострова высадились переселенцы с Крита и образовали поселение. Маленькое поселение, образовавшее ядро нынешнего, в своё время занимало весь полуостров. Архитектура присущая античному миру , в отличии имеющая свои особенности, а также, дома более поздних поселенцев, в едином целом создали прекрасную атмосферу для открытия туризма в античном городе Сиде, который в более позднее время принял имя Селимие. Сиде город несущий в себе неповторимые шаги истории.

СИДЕ В МИФОЛОГИИ
По мифологии Анатолии, дочь бога Тауруса, богиня природы и плодородия Сиде взяв с собой маленькую дочь, вместе с нимфами отправляется собирать цветы для венков, в долину реки Манаувва (Манавгат). Поющая и танцующая Сиде собиравшая цветы вместе с нимфами, увидела тонкое деревцо с блестящими, цветами радуги листьями и чтобы подарить дочери ломает веточку этого деревца. Как только она отломала веточку с нее начинает капать кровь. В тот же миг, Сиде понимает, что деревцо это - нимфа, которая приняв вид деревца пряталась от злых людей. Сильно испугавшись Сиде хотела бежать, но поняла, что не может сделать и шага потому, что ноги ее вросли в землю и она начинает покрываться тонкой корой, все более принимая вид дерева. Нимфы расстренные происшедшим, своими слезами польют только что рожденные корни, а Сиде, сказав, что она сделала большую ошибку произнесла: С этих пор я и мои плоды полные цвета крови, будем символами жизни, природы и плодородия. Почаще приводите сюда мою дочь, пусть играет в моей тени и скажите ей - пусть она никогда не рвет цветы и никогда не наносит какого либо вреда деревьям. Потому что, каждый цветок или дерево могут быть богинями принявшими другой вид. Говорят, что вот этим мифом и родился полуостров Сиде, который полон деревьев Сиде (гранат).

Исторические памятники Сиде.

Стены города: Протяженность стен окружающих город, расположенный на полуострове, вместе с внутренними стенами города составляет 6 километров. Ширина стен у моря в некоторых частях достигает 3 метров, а высота стен на северо востоке города достигает 10 метров. На стенах города для наблюдения и обороны построены 13 башен некоторые их которых полукруглые, а некоторые квадратные.

Центральные ворота города: Центральные ворота города - Большие Ворота расположены на северо - востоке города и сегодня большая часть ворот представляет собой развалины. Самые старые ворота античного города Сиде, которые во все периоды истории строились на одном месте, постоянно подвергались рестоврации. Двухэтажные ворота принявшие последний вид во время римской эпохи основаны на поясном фундаменте. Башни, построенные для обороны ворот и на которых в карауле стояли воины достигают 10 метров высоты.
Восточные ворота: Вторые по величине ворота города, и как видно из названия располжены на востоке города. Ворота длительное время остававшиеся в глубине песков, почищены и установлены на блочных камнях типа конгломерат. По двум коридорам с круглыми поясами расположенными за двумя оборонительными башнями, построенными по обеим сторонам ворот, можно выйти на церемониальную площадь. Квадратная площадь шириной в 50 метров, отделана и украшена цветной мозаикой Византийского периода.

Водяные пояса (Акведуки): В античные времена вода в Сиде поступала из реки Манавгат. В связи с этим и были построены акведуки для воды из поселения Севинч до Сиде, длиной в 30 км. Вода по этому водопроводу идет в город на высоте 25 м по специальным поясам. Некоторая часть акведука высечена в скалах.

Большой монументальный фонтан: Большой монументальный фонтан расположен напротив Больших Ворот на северо-востоке города и построен рядом с Castellum Aqua, в который собиралась вода реки Манавгат, поступающая по акведуку. Сегодня можно увидеть лишь два этажа монумента, но предполагается, что монумент был в три этажа, высотой 5 м и шириной в 35 м.

Колонный проспект: Украшенному с обеих сторон колоннами проспекту, протяженностью в 250 метров, идущему юг от Церемониальных ворот, расположенных сразу за Большими Воротами города, до площади Агоры дано название Колонный.

Дома: Развалины домов античного периода, находившихся по обеим сторонам колонного проспекта, состояли из нескольких небольших диет (гостиных) расположенных вокруг атриума (внутреннего большого зала). Почти во всех домах посередине атриума находился небольшой фонтан и полы всех комнат и зала были украшены цветной мозаикой.

Агора: Площадь большой Агоры города, расположена в конце колонного проспекта, перед городским театром. Площадь квадратной планировки со внешними размерами 92х92 м, внутренними 62х62 м. Предполагается, что вход на Агору был через монументальные ворота расположенные на западной стороне площади. Площадь окружена портиком состоящим из двух поясов гранитных колонн. На портик шириной в 4 метра, можно взойти по лестнице из двух ступеней. На колоннах с верхними парапетами коринтийской и ионийской работы, расположены мраморные блоки - архитравы с изразцами. Большой интерес представляют руины круглого, по окружности которого находятся колонны с верхними парапетами коринтийской и ионийской работы, храма богини торговли и шанса Фортуны. Аналогичные храмы построенные посередине Агоры, можно увидеть почти во всех городах античного периода.
На агорах собирался народ из всех классовых слоев где высказывал свое мнение, там же решались все вопросы города и давались направления движениям народа. В 1 вв до н. э. площадь Агора проходом соединена со зданием городского театра и в этот же период агора и театр использовались как рынок для купли продажи рабов.

Библиотека и государственная агора: Если идти по дороге выложенной камнем на восток от торговой агоры, то пройдя приблизительно 50 метров, можно выйти на государственную агору. Государственная агора представляет собой площадь окруженную портиком с ионийскими колоннами. Вокруг площади использовавшейся для официальных церемоний были расположены различные государственные учреждения.

Дворец епископа и Базилика: Комплекс состоящий из дворца и базилики находится недалеко от Восточных ворот города. В комплекс, во внутреннем дворе которого, между дворцом и базиликой находится мартирион, можно войти с восточной стороны. Потолок большинства комнат комплекса, состоящего из множества отделений, состоит из кирпичных поясов. В центре комплекса находится гостиная квадратной планировки состоящая из трех отделений. Бемас (платформа перед апсисом) показывает нам типичные особенности Византийской архитектуры, которые можно увидеть и сегодня часовне епископа.
Базилика Епископа расположенная на восточной стороне комплекса и постренная в 6 вв. до н.э. имеет транссептную планировку. Вид апсиса базилики с восточной стороны, снаружи имеет треугольную, а внутри круглую форму.

Фонтан Веспасиана: Внешняя сторона фонтана, расположенного на западной стороне агоры, той что рядом с театром, и имеющего пояс шириной в 7 м на высоте 15 м, была облицована мрамором. Особый интерес представляют фрезки на мраморе фонтана.

Фонтан с тремя бассейнами: Рядом с банями Агоры (сегодня музей), что находятся напротив фонтана Веспасиана, со стороны выходящей на Колонный проспект, находится фонтан с тремя бассейнами построенный в 3 вв. н.э. Перед мраморными бассейнами, которые можно увидеть сегодня, находились колоннами с верхними парапетами из Коринфа.

Театр: Театр занимал одно из самых важнейших мест в жизни общества античного мира. Самым важным делом для людей античного периода, являлось - борьба с природой. Люди начали выражать свои чувства, родившиеся от соприкосновения с природой и событий сопутствующим жизни, путем символизации их на различных торжествах и праздниках. Ранее, в честь произведенного из винограда вина и торжествам посвященным вину, на которых пели песни и танцевали, люди открывают свои чувства и начинают символизировать взаимотношение людей, зверей и природы. И, именно ради таких вот праздников собиравшиеся люди и заложили семена театра трагедии. В большинстве античных городов с 5 вв. до. н.э. на покатых склонах начали высекать полукруглые ряды для сидений, а для артистов и оркестра отделена специальная круглая сцена посередине. Такое расположение и положило началу классической архитектуре театров античного мира. Артисты с большой толерантностью могли осмеивать не только простых людей, но и богов, и императоров. Понравившиеся представления зрители одобряли аплодисментами, а если представление на нравилось, сандальями били о мраморные и каменные сиденья, выражая этим свой протест. На найденных при археологических раскопках двух рельефах, говорится, что один из богатых людей города по имени Модеста, финансировал бои гладиаторов. По сей день, в сожженном и разваленным во время Арабских нашествий, и после сильного землятресения при котором здание сцены обвалилось во внутрь на оркестр, театре ведутся археологические раскопки и исследования.

Храм Мен: На севере от Большого порта города, был построен храм в честь богини Месяца Анатолии Мен, имеющий полукруглый подиум. По предположениям ученых храм построен в 5 вв. до. н.э. и также предполагается, что храм был обновлен, сначала при Александре Македонском, а после и в период правления Римлян.

Храм Бахуса: на северной оконечности площади расположенной перед центральным входом театра, находился храм Бахуса имевший сцеллу размером 12х6 метров. К сожалению, сегодня можно увидеть только лестницы и мраморный подиум храма. Храм, был построен в честь Бахуса, бога вина и праздника, на театральной площади. У построенного планом Поусептедирептораса храма, с внешней стороны стены сцеллы находились по пять полуколонн, а перед воротами сцеллы, к которым можно было подняться по лестнице с семью мраморными ступенями, были расположены 4 колонны из красного гранита с верхними коринтийскими парапетами. По данным проведенных исследований ясно, что храм построен раньше большого театра - в 3 вв. до н.э. и вблизи него распологался небольшой старый театр.

Бани Большого Порта: Бани Большого Порта распологались к югу от городского театра, сразу за стенами порта и состояли из четырех параллельных друг другу больших залов и построенных смежно сними маленьких трех комнат. Длина бани, имеющей форму прямоугольника, состовляет 60 метров, а ширина 40 метров. Построенная в 3 вв. н.э. баня в последующие периоды многократно реставрировалась и позднее к ней были пристроены два гимнастических салона.

Храм Аполлона: Из двух, построенныых на юге полуострова Сиде по плану Периптерос и соприкасающихся друг с другом храмов восточный храм Аполлона, а западный храм Атены. Главные боги города Сиде Аполлон и Атена, воссоединенные в до римский период с богиней Анатолии Кирбелой и богини Месяца Мен, были освящены и эти два прекрасных храма были построены в честь них. Храм во имя бога света, красоты и искусства Аполлона, представляет собой прямоугольник размерами 17 м на 30 метров. При храме, в 6 рядов по 11 расположенны колонны с коринфскими парапетами высотой 8,90 м.
Храм Атены: Построенный, рядом с храмом Аполлона храм Атены, размерами 20 м на 35 метров немного больше храма Аполлона. И в храме Атены, как и в храме Аполлона расположены колонны высотой в 8,90 м с коринфскими парапетами.

Порт Сиде: Порт расположенный на юге полуострова, для такого города как Сиде, занимающегося мореходством, был очень важен. Гавань порта, еще до нашей эры была окружена волнорезами, которые состояли из глыб конгломератов накиданных друг на друга.

Портовая Баня: Баня была построена для удовлетворения спроса вследствие развития торговли и процветания города в доримскую эпоху и расположена за портом.

Музей Сиде: Музей Сиде построен на основании комплекса бань построенных в римскую эпоху, которые в последние время прошли через небольшие реставрации. В музей можно войти через ворота на восточной стороне. После, пройдя по внутреннему двору, являющимся вторым тепидариумом и выложенным камнем можно выйти в большой сад. В саду и в окружности тепидариума можно увидеть колонны, саркофаги, бюсты, письмена, статуи, пьедесталы скульптур, верхние парапеты колонн, фрезки, рельефы и стеллы найденные при археологических раскопках в черте города Сиде. Сад музея, на самом деле являлся внутренним двором гимнастического зала и палаэстры римских бань. Одно из самых важных произведений искусства в саду, выложенным кусками мрамора, это серия фресок, рассказывающая о жизни мифологического бога морей Посейдона. Фрески расположены на северной стене сада. Здесь же показаны взаимоотношения богов и богинь с природой.

Аспендос
Театр на 17,000 мест построенный во 2 веке, находится в 38 км от Сиде и является одним самых сохранившихся амфитеатров дошедших до на наших дней. Тайна акустики созданной Ксеноном - молодым человеком проживающим в здешних местах, до сих пор не разгадана. В 13 веке тюрки сельджуки используют театр как караван-сарай и укрепляют северную часть театра поясами типичными для сельджукской архитектуры. Повернув на север, после Серика и проехав 4 км от трассы Анталья Аланья вы попадаете в Аспендос. История Аспендоса идет с V вв. до н.э. Построенный во II вв. н.э. театр, во время тюрков сельджуков использовавшийся как караван-сарай, время от времени ремонтировался. Один из редких театров античной эпохи сохранившийся до наших дней в прекрасном состоянии. Сегодня театр Аспендоса используется для проведения различных праздников, фестивалей, концертов и национальной турецкой борьбы. Кроме театра, в Аспендосе привлекают внимание агора, базилика, нимфариум и акведук длиной в 15 км.

 
Сайт создан в системе uCoz