|
||||||||
|
||||||||
AYLIK ULUSLARARASI TICARI VE EKONOMIK DERGISI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ |
в номере | архив | реклама | партнёры | о нас | гостевая | HOME |
ЭКОНОМИКА |
Экономическая ситуация и инвестиционный климат в Азербайджане |
Вице-консул
генерального Консульства |
12 лет назад — 18 октября 1991
года Азербайджан провозгласил свою государственную независимость. К этому
времени Азербайджан накопил значительный экономический потенциал, который
создавался в течении многих десятилетий. Завоевание политической
независимости создало условия для формирования национальной экономики. Этот
процесс протекал нелегко во всех бывших союзных республиках. В Азербайджане
эти трудности усугублялись тем обстоятельством, что он не по своей воле был
втянут в военный конфликт с соседней Арменией. После возвращения к власти Г. Алиева в 1993 году было достигнуто соглашение о прекращении огня. Страна добилась возможности начать экономические реформы. Несмотря на все трудности переходного периода, Азербайджан за последние годы демонстрирует высокие темпы роста экономики. Предприняты серьёзные шаги и достигнуты заметные результаты в перестройке экономики и социальной сферы в соответствии с требованиями рынка, страна активно интегрируется в мирохозяйственную систему. Создана нормативно-правовая база для строительства демократического общества. Разработка и претворение в жизнь программ приватизации, в особенности приватизация земли в сельском хозяйстве, подписание нефтяного "Контракта века", сотни законов и нормативных актов, составляющих законодательную базу для рыночных преобразований, способствовали стабилизации экономики и дальнейшему её развитию. Серьёзные успехи достигнуты в социальной сфере, усилилась социальная направленность экономики. Реальные денежные доходы населения за 1996-2000 годы увеличились в 2,5 раза. В начале 2003 года утверждена "Государственная Программа сокращения бедности и экономического развития". Главный фактор позитивных изменений — проводимые рыночные реформы. Правительство всемерно способствует развитию частного сектора предпринимательства. В 2003 году создан Совет по предпринимательству. Доля частного сектора в ВВП неуклонно растёт и в 2002 году достигла 72%. В промышленности на долю частного сектора приходится почти 50% производимой продукции, в сельском хозяйстве — 99%. Подписание в 1994 году нефтяного "Контракта века" положило начало потоку иностранных инвестиций в экономику Азербайджана. На сегодняшний день подписано 22 соглашения с 33 нефтяными компаниями, представляющими 15 государств. Закон Азербайджанской Республики "О защите иностранных инвестиций" определяет правовые и экономические принципы осуществления иностранных инвестиций на территории страны. Закон направлен на привлечение и эффективное использование иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологии, управленческого опыта и гарантирует защиту прав иностранных инвесторов. Участие иностранных инвесторов разрешается в любом виде деятельности, в котором может участвовать национальный инвестор, если только это не запрещается другим законом. В стране созданы стабильные политические и экономические условия. Важнейшими сравнительными преимуществами азербайджанской экономики являются следующие: • Азербайджан богат природными ресурсами, особенно углеводородным сырьём; • Уровень образования населения достаточно высок, почти половина населения соответствующего возраста имеет техническое или высшее образование, остальное население в основном имеет среднее образование. Высок уровень квалификации учёных, инженеров, врачей, учителей и т.д.; • Азербайджан обладает развитой инфраструктурой, включающей развитую дорожную сеть, основные ирригационные системы, хорошую сеть железных дорог, значительные мощности по выработке электроэнергии, кабельные телекоммуникации; Известно, что инвестиционные возможности являются одним из основных показателей, характеризующих экономическое развитие страны. С точки зрения дальнейшего развития достижения Азербайджана в этой области весьма обнадёживающие. По объёму прямых иностранных инвестиций на душу населения Азербайджан заметно обогнал страны бывшего Советского Союза. В настоящее время он стал крупнейшим получателем иностранных инвестиций в Центральной Азии. В ближайшие 4 года в экономику страны за счёт всех финансовых источников ожидается поступление средств в объёме 11,4 млрд. долларов США. Достигнутая макроэкономическая стабильность, высокий уровень иностранных инвестиций привели к значительному росту ВВП. Темпы роста ВВП составляют в среднем 10% в год. Это самый высокий темп роста в странах СНГ. В стране осуществляется непрерывная работа для создания благоприятного инвестиционного климата. Проводится ряд мер по совершенствованию законодательной базы. Подготовлены проекты законов "Об инвестиционной деятельности" и "О специальных экономических зонах". Законодательной базой налоговой системы в стране является вступивший в силу с 1 января 2001 года Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики. В последнее время в налоговой системе произведены следующие изменения: • Налог на прибыль предприятий и организаций снижен с 35% до 25%: • Налог на добавленную стоимость снижен с 28% до 18%; • Максимальный уровень налогов, взимаемых с прибыли физических лиц, снижен с 55% до 35%; • Выплаты на социальное страхование снижены с 40% до 27%; • Общее число налогов снижено с 15 до 9; • Начиная с 2001 года предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, сроком на 3 года освобождены от всех видов налогов, за исключением земельного налога; • Начиная с 2003 года с целью дальнейшего поощрения развития предпринимательства в регионах страны применяются дифференцированные ставки налога на прибыль. С целью устранения двойного налогообложения и взаимном поощрении и защите инвестиций Азербайджан подписал ряд соглашений с иностранными государствами, в том числе с Францией, Австрией, Великобританией, Норвегией, Турцией, Казахстаном, Молдовой, Россией, Украиной, Грузией, Узбекистаном, Беларусью. До недавнего времени иностранные инвестиции весьма успешно привлекались в основном в нефтяной сектор. С помощью иностранных инвестиций улучшена материальная база нефтяной промышленности, внедрена сотовая телефонная связь, восстановлена индустрия строительных материалов. В ненефтяном секторе наиболее активно иностранные инвестиции осуществлялись в развитие производственной и социальной инфраструктуры, городского хозяйства. Крупные инвестиции в строительство были осуществлены турецкими компаниями. В настоящее время стратегическими приоритетами для вложения инвестиций в Азербайджан являются: • Инвестиции в переработку возрастающих объёмов сельскохозяйственной продукции; • Инвестиции в создание высокоэффективной инфраструктуры, в частности в энергетике, телекоммуникационных услугах, в системах водо- и газоснабжения; • Инвестиции в расширение и обновление отраслей промышленности, обслуживающих нефтяной сектор; • Учитывая колоссальные возможности Азербайджана по добыче газа, перспективно развитие отраслей, основывающихся на газе. Нефтяные доходы страны рассматриваются как источник долгосрочного и стабильного развития экономического потенциала страны. Поэтому доходы Азербайджана от экспорта нефти накапливаются в Нефтяном Фонде. Правительство придаёт особоё значение развитию ненефтяного сектора с привлечением иностранного капитала. Иностранные инвестиции рассматриваются как средство ввоза современных технологий, повышения конкурентоспособности экономики Азербайджана. |