ZARUBEJYE

AYLIK ULUSLARARASI TICARI VE EKONOMIK  DERGISI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

в номере архив реклама e-mail партнёры о нас гостевая HOME

ЭКОНОМИКА
                                                       РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ТУРЦИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2003 ГОДА
Конкурентно-способность турецкой промышленности страдает от трудностей, которые вытекают из макроэкономической нестабильности, высоких темпов инфляции, налогов и ставок платы за кредиты, а также нехватки накопления капиталов.
По данным Турецкого Института Статистики, в первом полугодии 2003 г. экономика Турции продолжала рост, который начался в 2002 г. после кризиса2001 года. За первые пять месяцев этого года объем производства промышленной продукции вырос на 6,7%. Прирост в обрабатывающей промышленности составил 7,8%, в сфере коммунальных услуг (электроэнергия, газ, вода) - 7,4%, а в добывающей промышленности зафиксирован спад - 16,7%. Наибольший рост был, достигнут в автомобильной промышленности (48,6%), производстве машин и оборудования (28,9%), компьютеров (28,7%), металлургической промышленности (19,4%), полиграфии (18,9%), а также в пищевой промышленности (10,4%). Кроме этого, уменьшился выпуск табачных изделий (на 21,4%), текстильной продукции (0,3%), одежды из кожи (4,7), химической продукции (0,7), электрических машин и аппаратов (18,6%) и мебели (13,8%). В текущем году сложились достаточно благоприятные условия для с/х Турции. По мнению Министра сельского хозяйства Турции Семи Гючлу, валовый сбор зерновых может достичь до 30 млн. тонн, а это на 2,5 млн. тонн больше чем в 2002 году, но ниже среднегодового уровня, который был, достигнут в период с 1992 -2001 г.г. (32 млн. тонн). Можно ожидать, что, по сравнению с прошедшим годом для Турции важно уменьшить в 2003/2004 маркетинговом году импорт зерна (за исключением высококачественного) и она сможет увеличить его поставки на внешние рынки. Наращивание объемов производства в Турции достигается, в основном, за счет стойкого увеличения экспорта товаров, поскольку спрос на внутреннем рынке остается по-прежнему на низком уровне.
В период с января по май этого года экспорт товаров вырос по сравнению с соответствующим периодом 2002 р. на 30,1% и достиг 17,8 млрд. долларов. Это стало основой для увеличения в 2003 г. прогнозного показателя объемов экспорта товаров до 40,6 млрд. долларов (на 2003 год проектировался объем в размере 39,2 млрд. долларов, а импорт - 54,7 млрд. долларов). Что касается импорта товаров, то их объем за 5 мес. текущего года составил 24,8 млрд. долларов, что на 31,3% больше, чем в соответствующем периоде 2002 года. В 1 полугодии этого года доход консолидированного бюджета составил 10,1 трлн. Тур. лир. Соответственно с программой, разработанной вместе с МВФ, правительство намечает достигнуть в 2003 году дохода в размере 20,3 трлн. турецких лир. Дефицит консолидированного бюджета составил 24.7 трлн. тур. лир, тогда как за 5 месяцев эта сумма составляла 21,8 трлн. тур. лир (на год запланировано - 45,2 трлн. тур. лир).
Оптовые цены выросли на 29,6%, а розничные - на 29,8%. Правда, в июне этого года наблюдалась дефляция (на оптовые цены - 1,9%, а на розничные - 0,2%). Резкое снижение инфляции в последние месяцы было связано с ростом курса лиры по отношению к доллару, который аналитики оценивают в размере 20%. По сообщению Центрального Банка, по состоянию на 4 июля, его резервы в иностранной валюте сократились на 203 млн. долларов и составили 28,6 млрд. долларов. Что касается резервов коммерческих банков и других финансовых институтов, то на 20 июня этого года они снизились до 607 млн. долларов и составили 9,3 млрд. долларов. В целом, национальный резерв иностранной валюты (с учетом наличия валюты Центрального и коммерческих банков, золотого запаса Центробанка) снизился на 6 млн. дол. и составил 38,7 млрд. долларов. По сообщению Государственного агентства Анадолу аджансы, по состоянию на 25 июня этого года, уровень безработицы в стране составляет 17% (в 1 кв. этого года -12%). Особенно замечено сокращение количества служащих на государственных предприятиях. Правда, при этом вырастает производительность труда в стране. Согласно ежегодному отчету ООН относительно рейтинга государств по показателю развития человечества (доход на душу населения, продолжительность жизни, грамотность и уровень образования), Турция в этом году заняла 96 место в списке 175 стран, сместившись вниз на 11 позиций (по сравнению с 2002 годом). Исследования ООН также показало, что около 7 миллионов населения Турции тратят на проживание меньше двух долларов в день.
Правительство вынуждено было пойти на уступки требованиям Союза Государственных Служащих и принять решение о повышении во второй половине этого года в среднем на 9% заработной платы госслужащим (прибавка зарплаты составляет приблизительно 34 дол. США в месяц). Это требует дополнительных расходов, которые предполагается покрыть, в основном, за счет расширения налоговой базы.
Как стало известно, правительство уже послало парламенту на обсуждение закон об увеличении уровня косвенных налогов от 25 до 100 %. В частности, планируется увеличить на 66% плату на специальные трансакции, а также плату на мобильные телефоны, авиабилеты, социальное страхование и т.п.
Проект закона о повышении косвенных налогов вызвал резкую критику со стороны биснез-кругов. Так, председатель Союза Торговых Палат и Бирж Турции Руфат Хишарчиклиоглу заявил, что их Союз, как представитель частного сектора, выступает против учреждения правительством новых налогов. Вместе с этим, он сделал акцент на то, что, несмотря на рост экономики, который наблюдается в стране после кризиса 2001 г., нельзя тянуть с проведением структурных реформ, усилением борьбы с теневой экономикой, продвижениями реформ налоговой системы и сокращением уровня инфляции. В целом, по мнению местных обозревателей, внутренняя экономическая ситуация в Турции остается все еще нестабильной. Это, в свою очередь, вызвало у иностранных инвесторов ряд вопросов, которые касаются возможности Турции обслуживать свой внешний и внутренний долг, который на сегодня значительно превышает 220 млрд. дол. США (внутренний долг составляет 94 млрд. дол. США, а внешний -133,2 млрд. дол. США, в том числе долг правительства составляет 57,2 млрд. дол.) и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В первом квартале этого года краткосрочные задолжности страны выросли на 1,5 млрд. дол, а долгосрочные - на 273 млн. долларов (краткосрочные долги составляют 13% внешнего долга, а долгосрочные - 87%). По мнению экспертов, причиной является следствие роста курса ЕВРО по отношению к доллару. Эксперты считают, что нынешнее соотношение совокупного долга страны к ВНП является угрожающим для турецкой экономики, а задержка с внешней финансовой помощью может только ухудшить ситуацию, поскольку на протяжении 2003 и 2004 годов Турция должна будет выплатить в общей сложности 14 млрд. дол. США внешнего долга. По итогам 5 месяцев этого года объемы прямых иностранных инвестиций в Турции уменьшились по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. на 195 млн. дол. и составили 203 млн. долларов. К тому ж, вклад инвестиций турецкими бизнесменами за границу вырос почти в 8 раз и составил 172 млн. долларов, что подтверждает снижение доверия к правительству и его способности обеспечить стабильное экономическое развитие страны.
Аналогично с другими странами мира, в Турции также растет беспокойство в отношении продолжающего падения курса американского доллара, которое случилось сразу же после завершения военного конфликта в Ираке. Так, за январь-май 2003 года курс турецкой лиры вырос по сравнению с американским долларом на 15 - 20 %. На 16 июня этого года доллар обменивается на 1 380 000 тур. лир, тогда как бюджетом на 2003 г. предусматривалось 1 700 000. Это привело к подорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров. Как показывает анализ, за 5 мес. этого года в Турции дефицит внешней торговлей товарами вырос по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. на 34,6% и составил 7 млрд. дол., в
т.ч. в мае он вырос на 27, 7%. При этом соотношение экспорта к импорту товаров упало до 71,7% по сравнению с 72,4% за 5 месяцев 2002 года (в мае этого года это соотношение составляло 69,5%). Наряду с ростом дефицита в торговле товарами наблюдается снижение доходов от финансовых услуг - на 26,4%, "челночной" торговли - на 12,3% и туризма - на 25,6%. Среди указанных сфер услуг отмечен рост доходов только от транспортных услуг (на 11,7%), но их сумма далеко не покрывает потерь, особенно в сфере туризма.
Правда, по сведениям Министра культуры и туризма Еркана Мумджу, в мае этого года количество туристов выросло на 3,37% и достигло 1,5 млн. человек. По его мнению, это свидетельствует о том, что негативного влияния войны в Ираке на эту сферу уже не существует, и на конец года Турция выйдет на запланированные показатели в развитии туризма.
В связи с уменьшением "челночной" торговли, доходы от туризма и других услуг, которые в значительной мере перекрывают традиционный дефицит торговли товарами, значительно ухудшился платежный баланс Турции. В период с января по май этого года дефицит платежного баланса Турции расширился почти до 3,5 млрд. долларов (за 5 мес. 2002 г. он составил 1,5 млрд. дол.), хотя на конец 2003 г. было запланировано 3,1 млрд. долларов. В связи с этим правительство вынуждено было пересмотреть этот показатель в бюджете и установить ею уже в пределе 6,1 млрд. долларов. Правда, Инвестиционный Банк Моргана (США) прогнозирует, что в связи с продолжением роста курса турецкой лиры дефицит платежного баланса может достигнуть даже 7,8 млрд. долларов, хотя благодаря плавающему курсу доллара и его росту во втором полугодии на 27%, возможно, удастся погасить шок для денежной системы страны. Вместе с этим, в случае, если отношения с США и МВФ будут нестабильными, то проблема платежного баланса может стать критической в 2004 году.
Управляющий Центрального Банка заявил, что имеет намерение продолжать плавающий курс доллара и не осуществлять специального повышения его цены, как того требует ряд правительственных лиц, поскольку за период с ноября 2002 г. по май 2003 г. вложения лир в акции населением выросло на 9% и теперь составляет 86% от их общей суммы, тем временем как вклады иностранной валюты в акции сократились на 20 %. Он подчеркнул, что его особенно не волнует завышенный курс лиры и выразил надежду, что и с таким курсом турецкая экономика достигнет запланированного на конец года 5 % -го уровня роста ВНП.
К тому же, Госсекретарь по вопросам внешней торговли К.Тюзмен продолжает настаивать на том, что курс доллара является заниженным, и это негативно влияет на экспорт товаров, который имеет изначально важное значение для достижения запланированного 5 % роста ВНП. Кроме того, это приводит к снижению доходов от туризма.
К.Тюзмен убежден, что курс доллара должен быть в пределах 1 650 000 - 1700 000 тур.лир. К тому же, по его мнению, в случае дальнейшего снижения показателей соотношения экспорта и импорта товаров до уровня 60%, в экономике страны могут возникнуть большие проблемы.
Следует сказать, что в 2000 году соотношение экспорта и импорта товаров в действительности составляло 51%, что привело к кризису в 2001 году. По мнению экономиста брокерской конторы "Атаинвест" Алтуга Карамендереса, турецкая экономика будет развиваться в этом году по сценарию 2000 г., если рост курса национальной валюты также приведет к удешевлению импорта товаров и подорожанию экспортных товаров, и произойдет снижение их конкурентоспособности на внешних рынках.
Вдобавок к этому, годовой дефицит внешней торговли Турции в 2002 году (с учетов торговли услугами) превысил 9 млрд. долларов, что стало толчком для начала серьезного финансово-экономического кризиса в феврале 2001 года. Центральный Банк Турции уже купил на межбанковской бирже 2,1 млрд. дол. с целью поддержки его курса и увеличения резервов иностранной валюты. В июле этого года планируется купить еще 880 млн. долларов.
Кроме этого, учитывая упадок уровня инфляции в июне, Центральный Банк сократил ставку платы за кредиты с 45 до 41 %, а также на заем "овернайт" - с 38 до 35%.
Среди мер, которые принимаются правительством для усиления увеличения инвестиций, улучшения их платежного
баланса страны, в этом году следует отметить Программу Об Осуществлении Приватизации в 2003 р. государственной собственности на сумму 4 млрд. долларов. С целью презентации этой программы турецкая делегация во главе с Министром финансов Кемалем Унаки-таном посетила в начале июля этого года США.
Особое внимание уделяется реализации Национальной программы вступления в ЕС и одобрение 7-го пакета законодательных изменений о гармонизации местного законодательства с европейским. Этими двумя документами определяются основные направления Турции в ближайшем будущем в отношении вхождения в ЕС. По информации СМИ, предвидится изменение еще 82 законов.
С целью дальнейшего расширения рынков сбыта активизировались усилия Турции по введению Соглашения о свободной торговле со странами Средиземноморского бассейна, который поддерживается со стороны ЕС.
На сегодня Турция ведет переговоры о введении этого Соглашения с Египтом, Марокко, Ливаном и администрацией Палестины. Для подготовки к соответствующим договорам отосланы проекты в Иорданию, Алжир и Сирию. Несмотря на сопротивление со стороны МВФ, в Турции все-таки был одобрен закон, касающийся реструктуризации долгов фермеров перед госбанком "3iраат-Банк" и с/х кредитными кооперативами на сумму 3 300трлн. тур. лир. Как сообщил спикер Правительства Турции, Министр юстиции Джемила Чичек, Правительство также приняло решение о соответствующей выдаче в этом году каждому из 2,2 млн. турецких фермеров по 11,2 млн. турецких лир ( стоимость 8 литров дизельного горючего) из расчета на 1 тыс. кв. метров земли. Общая сумма субсидий для лучшего обеспечения фермеров топливом в этом году составляет 671 трлн. тур. лир. Кроме этого, увеличено на 100% субсидирование производства, а субсидии на поддержку животноводства составляют 176 трлн., долларов (по курсу на 20 июня этого года это составляло 124 млн. дол. США).
На днях парламент принял закон, которым предусмотрена налоговая льгота тем гражданам, что на протяжении с 2003 -
2004 года заменят свои старые автомобили, которым свыше 20 лет (объемом двигателя до 1,6л).
Это, по мнению авторов закона, должно расширить реализацию автомобилей, которые выпускаются в стране. Кроме этого, законом предусмотрено освобождение от налогов строительство нефти- и газопроводов и их станций, а также возможность оплаты налогов и штрафов кредитными карточками. Граждане смогут также отсылать отчеты об оплате налогов через Интернет.
В результате пятою пересмотра исполнения Турцией экономической программы МВФ, страна обязана получить 500 млн. долларов из общей предусмотренной суммы 16,5 млрд. долларов помощи. Премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган считает, что после окончания реализации программы МВФ (в 2004 году) Турция в помощи этой организации больше не будет нуждаться.
Уверенность в возможности улучшения экономической ситуации в стране понимают также другие члены Правительства. Так, Министр финансов Кемаль Унакитан и Министр экономики Али Бабачан согласны с тем, что ситуация в экономике страны не вызывает особых волнений, тем более, что даже по итогам 1 квартала этого года, когда в соседнем Ираке шла война, рост ВНП в Турции составил 7,4%. Согласно докладу, подготовленному Государственной плановой организацией Турции, в следующие несколько лет госинвестиции будут концентрироваться на развитии экономической и социальной инфраструктуры, в частности, обновлении оборудования и машин, развитии обороны и информационных технологий. К тому же, частный сектор должен будет обеспечивать инвестирование тех сфер, от которых государство отказалось. Этот доклад предусматривает, что в 2003 году рост ВНП в стране составит 5,1%, в 2004 году - 5%, а в 2005 году - 5,1 %. При этом отмечено, что конкурентоспособность турецкой промышленности страдает от трудностей, которые вытекают из макроэкономической нестабильности, высоких темпов инфляции, налогов и ставок платы за кредиты, а также нехватки накопления капиталов.


                                                           Руководитель Торгово-Экономической Миссии в Составе Посольства Украины в Турции М.К. Мусиенко
Сайт создан в системе uCoz